Благовещение. Иконографическая заметка (Часть 3)

Все знают: там обычно справа Мария, слева Гавриил с крыльями, другие детали могут появляться и исчезать.

1360-1390, с алтаря церкви св. Иоанна в Люнебурге, Нижняя Саксония, Северная германия. Дуб, была позолота.

Иногда Мария может быть и слева, как на этой косточке (вместе с деревянными рельефами с алтаря, косточка хранится в музее Виктории и Альберта).

1000-1050, Кёльн или Льеж.

А как так вышло, почему Архангел стоит именно так, а Мария стоит/сидит именно так - с некоторыми отличиями, но сослепу можно решить, что всегда одинаково?

Ответ, конечно, где-то в античном искусстве — мы слышали, что в первые века встречались новообращённые из язычников, которые зарабатывали на хлеб изготовлением языческих статуй. Есть, по меньшей мере, две гипотезы о происхождении композиции "Благовещения". Обе на 100% недоказанные, но всё же получше историй, как кто-то долго молился, а потом нашёл в дупле дерева готовый эскиз.

Вот Парфенон, древнегреческий храм, дорический периптер 8 на 17 колонн, триглифно-метопный фриз. 

Вот он, фриз, на этой полихромной реконструкции:

С каждой стороны капища храма изображена своя битва. На северной стороне, это битва греков и троянцев, Троянская война. 

В пятом веке Ранние христиане превратили Парфёна в христианский храм. Им зачем-то сильно понадобилось покрушить и поломать скульптурное убранство — что имеем, не храним ©  Большинство изображений остались без голов или лиц и убраны с глаз долой.

Один из этих рельефов, хотя и с обезглавленными персонажами, был использован для новых нужд. 

Северная метопа №32, предположительно изображавшая таких греческих богинь, как Афина и Гера, превратилась в икону Благовещения, одну из первых или самую первую, наука точно не в курсе дела.

Хранится этот слэб в Афинах, в музее Афинского Акрополя, через пешеходную дорогу от самого Акрополя (из окон столовой виден Парфенон, на сервировочных салфетках напечатан его план).

Однако, это всего лишь теория, её придумал Г. Роденвальт. Она ничем сильно не подкреплена, а сам он сравнивал сию метопу с костяной панелью, украшавшей кафедру Максимиана в Равенне. 

Афина, кстати, без крыльев - это драпировка.

Тот факт, что в обезглавливании рельефов виноваты именно ранние христиане, тоже, кстати, полностью не доказан. Хоть и показывают на эту тему убедительный и красочный фильмик с реконструкциями в музее Акрополя. Всё это я прочитала у доктора Бенджамена Андерсона. Картинки взяла у него же.

Второе спорное раннее изображение Благовещения отыскалось у Николая Васильевича Покровского. Это фреска из катакомбы Прискиллы III века.

Изображение на этом рисуночке-реконструкции понятнее, чем на самой фреске.

Из доводов  за то, что это - Благовещение (слова учёного Гарруччи): "Человекообразная форма ангела должна была представляться художнику самой целесообразной; эту сторону общего представления об ангелах отмечают прежде всего и памятники древней письменности. В беседе, приписываемой Клименту римскому, ангелы, явившиеся Аврааму242, называются, согласно с рассказом кн. Бытия (Быт. 18:2,22), человекоподобными243; в Пастыре Ермы ангелу усвояется исполненное благоговения лицо, одежда пастыря, белый паллиум, пастырский жезл на плече и лоза в руке244; в Евангелии псевдо-Матфея ангел представляется юношей неописанной красоты245; Иоанн Златоуст в слове на Рождество Христово представляет его юношей блестящим, паче солнца, со светозарным лицом, в хитоне, шествующим по земле на крыльях246; Амвросий Медиоланский говорит, что арх. Гавриил, благовествовавший Св. Деве, имел вид мужа (quais vir specie)247; да и в памятниках письменности позднейшей благовествующий архангел уподобляется иногда человеку по своему внешнему виду248. В памятниках первых столетий христианства совсем не встречаются ангелы с крыльями; они становятся известными только с IV-V вв.249"

Протестантский учёный Виктор Шульце считал эту картинку всего лишь изображением семейной сцены, говоря, что:

1) известно, что в христианском искусстве благовещение впервые является только во второй половине V в., между тем как фреска катакомб Прискиллы, судя по стилю и характеру соседних изображений, относится к III в.

2) Богоматерь ранее конца IV в. не изображалась одна, без Божественного Младенца на руках.

3) Древнейшие изображения благовещения примыкают не к подлинному Евангелию, но к апокрифическим источникам.

Однако, и все эти доводы Н.В. Покровский ставит под сомнение. 

Наиболее ранним изображением Благовещения, которое не вызывает особенных споров, является мозаика из церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440. Здесь сцена объединена с "Видением Иосифа".

Если бы доказать, что равеннский саркофаг из церкви Сан-Франческа точно не относится к V веку, то самым ранним из известных изображений Благовещения можно было бы считать один из украшавших его рельефов.

Спасибо Николаю Васильевичу Покровскому и тем, кто опубликовал его книгу без "ятей", в современной орфографии то есть.



В следующей части, которую соберу примерно к 25 марта или 7 апреля, планируется много картинок и меньше слов.

Часть 1

Часть 2

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded